emper1or (emper1or) wrote,
emper1or
emper1or

Category:

Вспомним былое.. Давно забытое.. Детские воспоминания о поезде №641 Сонково - Москва.

Больше месяц назад я сказал, что ухожу отсюда, но жизнь меняется кардинально и начинаешь скучать по вылазкам на родное направление.
Пережив за это время многое, сохранив то, что казалось почти потерянно, отдыхая от проблем я потихоньку начал возвращаться на просторы наших железных дорог. С этого момента я решил, что мой блог будет полностью посвящен Савеловской Магистрали, а записи с других направлений остануться здесь как архив.
Для читателей напомню. Савеловская Магистраль - это сообщество в социальной сети, которое посвященно 3 ходам -
1. Москва-Бутырская - Дмитров - Дубна.
2. Дмитров - Савелово - Сонково - Хвойная - Мга (отвтеления Углич - Калязин, Окуловка - Неболчи, Кабожа - Подборовье, Будогощь - Тихвин.)
3. Бологое - Сонково - Рыбинск.
По мере вылазок и поступлению фотографий буду писать посты.
А первый пост возвращения, будет о моих детских воспоминаниях. Наверно каждый из нас в детстве ездил к кому то в деревню на пассажирских поездах и воспоминания какие то , но остались.
Многие, когда едут со мной в поезд, спрашивают - А ты чего не спишь? В окно уставился и тебя нет. А это уже с детства...
К сожалению старых фотографий 641 или 642-го поезда в сети не нашел, поэтому в посте буду использовать свои старые фотографии.

2001 год. Весна.
В период с апреля по май мне удалось прокатится 2 раза на поезде 641 Сонково - Москва. Так вышло в жизни, что в городе и на даче я жить не мог, и родители отправляли к дяде в Кимры.
В тот год уже поезд уходил с Белорусского вокзала, а не с Савеловского. Электрички были раздолбанные и родители не очень хотели чтобы я ехал в них с дядей к нему. Но пару раз пришлось испытать то чувство, тех электричек, а обратно мы уезжали всегда на этом поезде. Во-первых было удобно и быстро, во-вторых - в любом случае я мог еще поспать хотя бы не много :)
Поезд 642/641 Москва - Сонково состоял из прицепных вагонов Москва - Углич, Москва - Весьегонск, Москва - Пестово, до 2000 ходил еще вагон Санкт-Петербрг - Савелово и Санкт-Петербург - Москва. Тем самым, наш поезд был наследником всех тех поездов, которые отменили.
Отправлялся поезд из Москвы в 23.01, а прибывал в Сонково 5.30 утра. Спустя годы, я понял, что это был самый быстрый поезд на Савеловском направлении. Даже сейчас, быстрее его нет никого, Рыбинск идет чуть медленнее, а широтные поезда на участке Москва - Яхрома - это черепашки.
Обратный график почти зеркальный - Сонково 23.02, Москва 5.11. Обратно поезд шел на 20 минут быстрее, а в среднем поезд быстрее своего брасткого 601/602 на 30/40 минут.
Последний рейс поезда был 1-го июня (если правильно помню) 2001 года, после его отменили с пометкой - в связи с оптимизацией движение пассажирских поездов на Окт.ЖД....
И всю эту герлянду повесили на старину Рыбинск, который в пиковые дни ходил от 22 до 24 вагонов!
Если бы тогда знали, что это была самая главная ошибка начальства и к чему эта оптимизация привидет...
Поезд ходил три раза в неделю - пн,ср,пт, обратный вт,чт,вск. Что было удобным для дачников и туристов, которых в один Углич собиралось почти 6 вагонов.
Больше всего мне запомнилась на всю жизнь первая поездка на этом поезде, вообще обычно самое первое и запоминается навсегда.
Порой приезжаешь в Савелово под вечер или снимать Рыбинск 601-й и вспоминаешь те моменты.
Выходили обычно мы за 20 минут до прибытия поезда. В Савелово поезд прибывал в 2.24 и стоял на станции 50 минут. Если убрать все длинные стоянки, это просто скоростник для Савеловского хода вышел бы.
Наверно не многие уже вспомнят, что когда то у вокзала были деревья, вокзал был салатово-бирюзового оттенка. А что станция Белый Городок в те годы была вовсе закрыта. Был один большой перегон Савелово - Калязин-Пост.
Когда мы приходили на вокзал, на станции уже стояли и бухтели компрессорами Ильичевские ЧС7. Их старый окрас въелся в голову, был он таким .
На станции обычно стояло 2 ЧС7. Один под наш поезд, второй ждал Рыбинский, который был ежедневный. Рыбинский же имел другую окраску - бело-синюю, лишь потом он стал для всех привычным сине-красным. Сейчас вовсе потерял свои цвета.
Сонковский же был какое то время в окрасе Рыбинского поезда (прицепки Москва - Углич), а остальная группа была обычные зеленые вагоны.
Поезд в тот день был длинным, что-то около вагонов 10-12, впрочем как рассказывал дядя - он почти всегда был таким до самого последнего рейса.
Мы брали билет в Сонковскую группу, плацкартный вагон. Цену честно говорю даже не припомню уже, билеты старые найти не удалось, но был не дорогой поезд точно.
Да, в то время продавали билеты на станции Савелово, ночью. Сейчас попробуй купи на 601 или 602-й, кассирша скажет у меня программа закрыта. И будешь куковать до первой электрички с местными синяками.
После покупки билетов, я обычно любил стоять на перроне и слушать компрессоры ЧС7-х, в какой то момент один из них оживал и уходил в Московскую горловину, в ожидании нашего поезда. Второй же оставался спать.
Поезд было слышно за долго - эхо от стука колес в лесу было на всю округу. Тем и запоминались те ночи. Где-то в дали стук колес и гудки М62(!). Через мгновение тетя объявит - На второй путь прибывает 641 Сонково - Москва. И лишь редкие работяги выйдут из вокзала к поезду.
Сонковская группа вагонов при следовании на Москву была в хвосте поезда, поэтому мы обычно не торопились, а прогуливаливались в доль поезда - стоянка же 50 минут.
Точно по расписанию показывался прожектор откуда из дали и одинокая М62 со свистками прибывала на станцию. Тихоньку простукивая колесами останавливалась. Выходила ДС, появлялся одинокий вагонник. Машка отцеплялась и оборачивалась, чтобы поехать спать на ПТОЛ. На её место заходил красавец ЧС7. Через 20 минут М62 уже шла по первому пути тихонька приближалась к нам и останавливалась напротив вокзала. Порой жалеешь, что в свои годы не мог фотографировать, как сейчас многие дети. А еще через 10 минут машка давала свисток и отправлялась в другой конец станции.. А мы уже погружались в наш вагон. Вагоны были старые, но сейчас понимаешь, что старые вагоны - это душа. Дядя обычно брал верхнюю полку, а я любил снизу. Да и сейчас впрочем тоже :)
Отходя от темы, успел сфотографировать "зеленое" Савелово, но уже тогда макушки у деревьев были спилены.
1. Пригородный поезд Савелово - Углич под тепловозом ДМ62-1834. Станция Савелово. 10.9.2011.

На фото сидячие вагоны как раз от Сонковской группы 641-го поезда. После отмены, почти всего вагоны ушли на пригородный поезд, который до 2008 года ходил почти 10 вагонов.
Вернемся к воспоминаниям.
Точно по расписанию наш ЧС7 давал свисток и поезд с легко толчка начинал набирать ход. Наш вагон был предпоследним по ходу движения.
Потихоньку стуча колесами мы набирали ход. Проплыл вокзал, платформа для электропоездов. В тупиках спали зеленые ЭР2Р/Т. Проба тормозов и поезд набирал бешенный темп. Тогда, конечно, казалось бешенный. Многие знают, что на однопутке у нас стыки почти каждые 20 метров, а теперь представьте, что всю дорогу вплоть до Дмитрова, какой был стук колес? Поезд несся со скоростью 90-95 км/ч. Вагон изрядно качало, а за окном проплылаи 124 км, Лебзино. Леса и болота сменялись болотами, а стук колес был одинаковый. Я как заколдованный лежал и смотрел в окно. С тех пор как еду по Савеловскому ходу на поезде, еду так же. Привычка детства.
Грузового движения в то время не было и у поезда был зеленый коридор до Москвы. Да, впрочем не было пожарников (Аэроэкспрессов), наверно это и играло роль. Поезд шел быстро и на участке Дмитров - Москва. Там уже моментно слышались грузовые на кольцо. Помнится как после Икши проводница ходила всех будила и включала свет в вагоне. Сейчас же будят в Рыбинском поезде в лучшем случае после Туриста, в худшем уже у Яхромы.
Поезд немного сбавлял ход после Икши. Кривые участки у Туриста, участок Некрасовская - Луговая, а потом поезд снова набирал ход. Лобня - сбавил ход вновь, а дальше как ужаленный выжимал все соки. На подъезде к Москве уже был восход, легкий туманчик за окном.. Зеленое Дегунино, да.. Было когда то. Окружная, Тимирязевская и поезд уже не летит, а тихонько ползет по стрелкам.. Проплывает старый Савеловский вокзал. Еще не сделан ремонт. Остались низкие платформы для ПДС и окрас старый... Да, порой думаешь, зачем убрали все поезда с Савеловского? Чем мы хуже Рижского вокзала? На этот вопос ответа я не получу никогда..
Белорусский вокзал еще без турникетов.. Поезд прибыл. Вся толпа выходит и плетется к метро, а мы шли к троллейбусам. Благо тогда было удобно - сел на 56 или 78 и прямо до дома.. Первая поезда запомнилась на всю жизнь.
Вторая же была после майских праздников. Последний месяц жизни поезда. Тогда я остался у дяди на даче (Кандиково)  и мы в тот день, можно сказать, буквально накатались на поездах. Со 139 км на пригородном поезде до Савелово, это была первая поездка в жизни под тепловозом и по нашему деревянному перегону.. Стоит сказать, раньше пригородный шел быстрее. А платформа 139, так называемая, была заросшая ого-го. В 2011 году таки успел снять, потом более менее расчистили её.
2. о.п 139 км. Перегон Савелово - Белый Городок. 10.9.11.

Да и пригородный был раньше длиннее.. Вагонов 5-6 точно был. А сейчас уже Савелово - Сонково порой один вагон.. Время меняется и движение умирает..
Второй же раз, на станции ждали не два ЧС7, а был один ЧС7 (под 601-й) и ВЛ10 под наш поезд. Да, помнится время когда и Рыбинский поезд долго ходил под ВЛ10/У. Сейчас такое уже не возможно, да и не нужно.. Тут ЧС7 порой многовато кажется :(
После майских праздников - народу куча, оживленный перрон, очередь в кассу. Кто нибудь такое? наверно только годы так 2008-2010, когда была большая посадка на пригородный поезд, а в остальные дни тишина..
Снова тот таинственный стук колес из леса, но не понятный гудок. Вроде, привык к гудкам, свисткам М62 в то время, а тут что-то другое. 2М62/У в те годы даже не пахло, а про ТЭМ18ДМ и во все, изредка на станцию приезжала Углическая ТЭМ2.
Поезд в тот день был полной схемой 16 вагонов и пришел он тогда под 2М62.. Да, когда был маленький было много восторга. Да и сейчас было бы столько же. Когда еще увидишь и где, пассажирский поезд под старой 2М62.. Звук дизеля тогда запомнился.. Бубнежка на всю округу и колбаса в 16 вагонов за ним.. Это наверно тот редкий случай, когда ПДС шел под 2М62 у нас после 90-х, правда кто знает, может Рыбинск 22-24 вагона как раз и таскали двойные.
Вся толпа у вокзала двинулась к своим вагонам и это впервые в жизни, когда я видел очередь на посадку.. Майские праздники все же.. Наш вагон был 4 с конца на этот раз и был полон. Мы не стали прогуливаться по перрону как и раньше, просто наверно устали. Не помню уже..
Вспоминается как я сидел у окошка и ждал, когда мимо проедет 2М62. Тогда казалось что это какой то мощный тепловоз..
И вот господа, я думаю, как раньше ВЛ10 мог выжимать все скорости, которые сейчас и тогда были? У поездов максималка 95, как она не развалилвался - я не понимаю.. Но запомнилось одно - резкие толчки и плавность как то.. не то. ЧС7 все таки больше бро :)
За окном вновь поплыли знакомые пейзажи, но теперь они разбавлялись свистками и гудками старого доброго ВЛ10. За это наверно их и полюбил.
Был удобный поезд для всех. И график вагонов на Углич был хороший и все. Спрашивается, зачем отменяли? А что осталось теперь? ВБСы ушли в лету, Рыбинск лишь по праздникам больше 10 вагонов, в остальное время 4-5. Того не дай бог отменят. А взамен что? А взамен пошли грузовые, которых ждали долго и они должны были дать надежду на оживление. Ремонт, реконструкция и все дела, но пока этим не пахнет.
Пригородные и то потихоньку добивают. А что будет дальше? Никто не знает.. Порой задаешься вопросом, а может когда нибудь я с сыном уеду от сюда на родном поезде? Кто знает.. Время покажет..

Tags: Савелово, Савеловское направление
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments